Основные определения Радиотехника — теория Диапазоны радиочастот Типовые документы
Процесс легализации Структура организации Передающий комплекс Команда и контакты
Зачем это нужно Клубы и радиокружки Студийный комплекс Вопросы и ответы
Мероприятия Полезные ссылки Программы вещания Форум и общение

Аппаратно-студийный комплекс Индивидуального радиовещания в деревенском доме

Сергей Комаров, UA3ALW

Радиолюбитель. 2023, № , стр.

Население России и Белоруссии, и как его составная часть, радиолюбители-самодельщики и Индивидуальные радиовещатели, проживают не только в городах. Большая часть Русского Народа живёт в деревнях или в частном секторе пригородов. Мало того, уже несколько десятилетий наблюдается тенденция, что с возрастом, реализовавшись в своей профессии, да и в жизни в целом, создав свой бизнес или перейдя на удалённую работу через интернет, и уж конечно, выйдя на пенсию, люди покидают города и обосновываются на постоянное проживание в деревне. И, естественно, увозят с собой своё увлечение радиотехникой, радиолюбительством и Индивидуальным радиовещанием. К таким относится и автор сих строк.


Однако, такой переезд, в силу привычки к городскому стилю жизни, не приводит к изменению уклада. Увлечённый радиоинженер не становится крестьянином и не заводит себе крупный и мелкий рогатый скот, хрюшек и птицу. В послеперестроечной России, хоть и произошёл развал сельского хозяйства, приведший к массовому оттоку населения в города, однако, кое-какая инфраструктура на селе, всё-таки осталась. Электроснабжение, слава Богу, есть. А в особо отдалённых районах, где есть брошенные дома, да и деревни целиком, где прекрасная экология и потребителей электроэнергии почти не осталось, имеется прекрасная электросеть, и в розетке настоящие 220, а то и 230 вольт. В случае чего, заменить километр порванных, сгнивших или украденных проводов на СИП вполне по силам любому радиоспециалисту, а уж, самодельщик с этим справятся легко.

И ещё. Из-за оттока населения, освободились телефонные номера в местных районных АТС, и установить в своём возрождённом деревенском доме проводной телефон (с дисковым номеронабирателем и телефонной трубкой, висящей на рычаге) тоже большой сложности нет. Ну, в худшем случае, если в Вашей деревне кабеля нет, придётся купить пару километров полевика П-274 и дотянуться до соседней деревни, где есть кабель со свободной парой. А вот мобильной связи и интернета во многих медвежьих углах нет. И, вероятно, не будет. А, может, и не надо? Может быть, будет вполне достаточно самодельного любительского приёмопередатчика, чтобы общаться с единомышленниками, а антенну «Наклонный луч», как в старые добрые времена, забросить на высокое дерево? Ведь это не только радиосвязь, но и общение; и если есть достойные внимания события, то коллеги расскажут вам про них и Морзянкой. А вот телевизор везти в деревню не надо. Не нужен на природе информационный мусор. Экология должна быть и информационная тоже. Негоже забивать себе голову хламом и измышлениями пустобрёхов. Ведь все болезни из головы.

Почтовые отделения в глубинке есть (будет, где пенсию получить и посылки с заказанными радиодеталями), есть и деревенские магазины. Не в каждой деревне, конечно, но раз в неделю сходить до магазина и почты 5 км – туда и 5 обратно, везя перед собой тачку, – хорошая прогулка для здоровья. Мало того, раз в неделю, в отдалённые деревни приезжают автолавки. На более-менее приличную инженерную пенсию прожить в деревне можно и одинокому пенсионеру. По себе знаю. Главное, чтобы за годы городской жизни не было бы убито здоровье, поскольку медицины в глухих деревнях нет, от слова «совсем». И если в свои 70 вы одиноки, то таблетки вам никто не привезёт и надеяться можно только на себя. Прекрасный стимул стать здоровым! Ну, и если вы действительно забрались в реальную тайгу, а не в подмосковном лесопарке дом себе купили, то ружьё вам потребуется обязательно. Обратите внимание, что в брошенных деревнях бродячих собак нет. И даже дворовые собаки не все доживают до весны (не задумывались, почему?). Если вокруг тайга, то в ней есть не только грибы с ягодами, но и волки с медведями и со всякой иной и не только мелкой лесной дичью. Если, живя в тайге, с медведями надо дружить на расстоянии (в худшем случае, не нарываться), то с волками этого не получится, и выходить зимой из дома без ружья и охотничьего ножа не следует. Да! И не забудьте прививку от клещевого энцефалита сделать.

Ну, это так, вступление к тому, что летом 2019 года на севере Вологодской области (за 600 км на Север от Москвы) в брошенной деревне (вокруг тайга, но магазин в 3-х километрах есть) купил себе дом по цене дров, хозяин которого давно умер (повезло найти наследника). Поскольку летом 2023 года мне исполняется 70 лет, и с сентября 2022 года я уволился из МТУСИ, и более там не преподаю, то планирую восстановить дом, построить в нём студию и средневолновую вещательную радиостанцию (разумеется, оформив все разрешения и лицензии) и насовсем переехать туда жить. Посчитал, на житьё в деревне с минимальными запросами, с печным отоплением дровами, и с оплатой электричества на освещение дома, компьютер, студию и передатчик, мощностью 100 Вт, пенсии должно хватить. А одинокому мужику, увлечённому радиотехникой много не надо. Паяльник, радиомонтажные инструменты, да и бензопила с топором и молоток в руках держатся уверенно. Как, впрочем, и гитара. Скучно не будет. Кстати, дрель, шуруповёрт, болгарка и ручная циркулярка тоже имеются, и вполне в активе. Даже сварочный аппарат есть.

Вот и решил я построить в своём доме вещательную радиостанцию. Начинаю с АСК (Рис. 1). Левая часть схемы - записывающий комплекс. Микшерный пульт Mackie 1402 VLZ3. Вокальный микрофон - конденсаторный, установленный на стойке в подвесе типа «паук». Идеально, конечно, классический Neumann U87 или его приличные реплики и модификации, например, TLM-103 или Warm Audio WA87. Впрочем, вполне пойдёт и отечественный МК-105 фирмы «Октава». А для исполнителя, играющего на гитаре – классическая пара Shure SM57 и SM58. Поскольку записывающий комплекс расположен в звукоизолированной кабине, то голосовой и гитарный микрофоны могут быть и конденсаторными, но, разумеется, не столь высокого класса, как вокальный. При желании, звукорежиссёр и исполнители могут работать в наушниках. Впрочем, такой же комплект наушников с четырёхканальным усилителем установлен и в эфирной части АСК.

Рис. 1. Аппаратно-студийный комплекс в деревенском доме

Рис. 1. Аппаратно-студийный комплекс в деревенском доме.


Помимо микрофонов, в качестве источника сигнала к студийному пульту подключена коротковолновая радиостанция, которая используется в двух вариантах ведения эфира:

  1. Для приёма заявок через эфир, например, от радистов кораблей, находящихся в плавании и принимающих сигнал вещательного передатчика, когда в эфире помимо номера телефона студии называют ещё и номинал рабочей частоты и тип излучения в диапазоне морской подвижной службы, выйдя в эфир на которой, радист любого корабля может заказать песни в концерте по заявкам для моряков своего экипажа, или для экипажей других кораблей. То же самое можно сделать в рамках сухопутной фиксированной и подвижной служб для членов геологических партий, ведущих свою работу, в отдалённых районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Дальность связи в диапазоне 90 метров излучением 6K80A3E (телефон с АМ и полосой частот 300 – 3400 Гц) ночью может достигать 1500 км, а при связи телеграфом, излучением 100HA1AAN, до 2500 км.
  2. Для проведения разговорных радиомостов, когда радиостанции ИРВ, расположенные в разных населённых пунктах, далеко за пределами своих зон вещания, могут связаться между собой по эфирному каналу на коротких волнах в рамках Сухопутной или Морской службы. Для этого, разумеется, должны быть в ГРЧЦ рассчитаны радиочастоты и в Роскомнадзоре оформлены соответствующие разрешения на выход в эфир на связных диапазонах. Такой прецедент уже состоялся в 2012 году и для участников экспериментального средневолнового радиовещания на самодельных конкурсных передатчиках в рамках Фиксированной и Подвижной службы была выделена для служебной связи и проведения разговорных радиомостов, единая на всю Россию радиочастота 3370 кГц излучением 6K80A3E при мощности передатчика не более 50 Вт [5]. Выделение частоты тогда было на полгода, по 31 декабря 2012 г., но прецедент состоялся. Можно и повторить.

Для обоих случаев использования КВ радиостанции потребуется второй оператор – радист.

 

В правой части схемы показан эфирный комплекс на базе эфирного пульта Soundcraft RM-105.

Микрофон ведущего Shure SM7B подключён через микрофонный предусилитель DBX 286. Он включает в себя пять динамических процессоров, в число которых входят компрессор, де-эссер с регулируемой частотой, энхансер низких и высоких частот, а также экспандер-гейт. Имеется балансный микрофонный вход с разъемом XLR, обрезной фильтр ВЧ на входе (частота среза 80 Гц), фантомное питание 48 В, разрыв для подключения внешней обработки, светодиодные индикаторы входного уровня, глубины компрессии и перегрузки.

Для проведения дискуссий в прямом эфире – тематических «круглых столов», имеются ещё 4 голосовых микрофона Shure SM58.

На случай зависания компьютера, при пропадании электросети и переходе на электрогенератор, имеется CD плеер с небольшой фонотекой под свой вкус, с помощью которого можно вести эфир на экспромте, без заранее подготовленного плей-листа. На тот же случай запись наиболее ценных передач ведётся не только на винчестер компьютера через дуплексную звуковую карту, но и на цифровой рекордер. Аналоговые приборы или цифровые, но работающие на жёсткой логике и не имеющие в своём составе процессоров или контроллеров, работающих по загружаемой программе, имеют гораздо меньшее время готовности после пропадания и повторного включения электроэнергии. Конечно, можно установить источники бесперебойного питания на весь студийный комплекс, но это дорого и далеко не всем доступно. Пожилым мастерам радиотехники, ведущим радиокружки на энтузиазме и за свою личную пенсию, - уж, точно.

По своему вкусу и личному стилю ведения эфира к пульту можно подключить винил проигрыватель, флеш плеер, и даже студийный плёночный магнитофон STM-210, STM-610 или аналогичные бобинные или катушечные магнитофоны других фирм [1]. Стандартный уровень стыковки всех источников звука – 0 дБ или 0,775 вольта эффективного значения на нагрузке 600 Ω.

Для того, чтобы вывести телефонные разговоры со слушателями в прямой эфир используется телефонный гибрид и классический дисковый телефонный аппарат с импульсным набором. На схеме (Рис. 1) изображён отечественный ТАН-6. Но можно повесить и настенный PTT-1950.

Выходной сигнал пульта через линейный усилитель и развязывающий звуковой трансформатор 600:600 подаётся в подземный кабель, идущий к радиоцентру. Но подробнее об этом я напишу в статье про радиоцентр.

А теперь поговорим о том, как это всё выглядит и как это построить. Для начала посмотрим на план деревенского дома (Рис. 2).

Рис. 2. План деревенского дома, где размещается Аппаратно-студийный комплекс

Рис. 2. План деревенского дома, где размещается Аппаратно-студийный комплекс.


Оговорюсь сразу, я пишу здесь не про какой-то отвлечённый дом, а про свой личный дом на севере Вологодской области, в который собираюсь переселиться, как только восстановлю его и сделаю пригодным для круглогодичного жилья. Разумеется, вам, в каждом конкретном случае потребуется делать свой проект, используя приведённые здесь наработки и технические решения.

Чтобы создать представление о деревенском доме и о том, где в нём и что расположено, сначала привожу его краткое описание и размеры.  Он у меня маленький, одноэтажный – 6 х 12 метров. Изба размером 5,72 х 5,30 метра. Жилая площадь 5,72 х 5,30 = 30,3 кв. м. Для одного человека достаточно. Печка, в плане, 5 х 6,5 кирпичей (1,29 х 1,69 метра). Занимает 7,2% площади избы.

Над сенями и кладовкой (туалетом), вторым этажом расположена площадка, на которой планирую разместить аппаратуру КВ радиосвязи, самодельные телеграфные передатчики и радиоприёмники, в том числе и радиостанцию Р-104м. Как раз в это место приходит снижение от Наклонного луча (восьмипроводная "колбаска" длиной 17 метров, с обручами диаметром 1,2 метра, поднятая дальним концом на мачту 16 метров) через фарфоровый проходной изолятор, сквозь северный скат крыши. Сквозь такой же проходной изолятор с южного ската придёт снижение от восьмипроводного веерного противовеса. Но об этом подробнее в статье про радиоцентр.

Над хлевом, вторым этажом, располагался сеновал. Вот в нём у меня будет построен Аппаратно-студийный комплекс. Размер студийного помещения (сеновала) 3,6 х 4,23 метра, если ограничить его ширину под скатом крыши высотой в 1,5 метра.

Рис. 3. Вид на сеновал (помещение АСК) из сеней

Рис. 3. Вид на сеновал (помещение АСК) из сеней.


Конструкция дома сделана так, что попасть из сеней на сеновал можно сначала по лестнице до уровня потолка хлева (пол сеновала), а затем через довольно низкий лаз, высотой всего 90 сантиметров. Сверху лаз ограничен несущим бревном, на концах которого, в распор, устанавливаются стропила крыши. Снизу – ограничение полом сеновала. Есть вариант положить сверху этого бревна стальной швеллер шириной 180 или 200 мм и длиной 5800. И прихватить его к несущему бревну с каждой стороны 180-ыми глухарями, толщиной по 12 мм. Штук по пять слева и справа. После этого можно будет выпилить среднюю часть бревна – оно уже не будет несущим, усилие на растяжение возьмёт на себя швеллер. В этом случае высота лаза увеличится до 106 сантиметров, и влезать станет удобнее. Впрочем, возможны и другие конструктивные решения.

Теперь по размещению оборудования. На рисунке 4 я его изобразил по максимуму. Так, как хотелось бы в будущем. Столько всего у меня пока нет. Невелика инженерная пенсия....

Зона с микрофонами отгорожена от остальной студии выгородкой. Окна из трёхстекольных стеклопакетов (два 900 х 1100 и один 430 х 1100) устроены в трёх её стенах, обращённых к ведущему, звукорежиссёру и к зрителям. Внутренний размер выгородки 1625 х 1850 мм. И для вокалиста просторно, и двое с гитарами тоже поместятся. Да, и для троих тоже места достаточно. А большего числа исполнителей в студии звукозаписи деревенской радиостанции и не предвидится.

Правая часть АСК – это студия прямого эфира. Организована по принципу: сам ведущий – сам оператор. Пульт уже эфирный (Soundcraft RM-105), микрофон ведущего Shure SM7B, компьютер. Под левой рукой телефонный аппарат, а в стойке с аппаратурой, помимо всего прочего, и телефонный гибрид, чтобы позвонившего слушателя можно было вывести в прямой эфир. Для ведения интервью с гостями, есть большой стол с несколькими голосовыми микрофонами, тоже Shure SM58. По бокам - две лавки. Лавки желательно жестко закрепить к полу. Так спокойнее (Рис. 4).

Рис. 4. План размещения аппаратуры в АСК деревенской радиостанции

Рис. 4. План размещения аппаратуры в АСК деревенской радиостанции.


При желании, выход пульта записывающего комплекта аппаратуры, можно подать на линейку эфирного пульта, получив тем самым возможность прямой трансляции в эфир, как вокалистов, так и гитарных исполнителей (Рис. 1). Ну, а в те вечера, когда прямые эфиры не проводятся, за большим столом можно и серьёзные переговоры провести, и банкет собрать, и гостей потчевать.

Разумеется, всё, что я тут нарисовал и написал, - это пример технических решений, но не проект для точного повторения. Всё равно каждый Индивидуальный вещатель, будет строить студию под себя, под свои возможности и под свою индивидуальную вещательную концепцию, - хоть и в рамках общей для ИРВ, музыкально-радиотехнической, но позволяющей творить во многих направлениях.

На Рис. 4. показаны два звукорежиссёрских пульта для управления микрофонами в записывающей студии, однако, схеме АСК (Рис. 1), такой пульт показан один. Это возможные варианты размещения пульта. При ведении прямых эфиров и одновременной записи в студии исполнителей, разумеется, ведущий эфира сам является и звукорежиссёром. Если же эти процессы разделены, то режиссёрский пульт и студийный компьютер лучше разместить отдельно от эфирного. Возможен также вариант, когда этих пультов действительно два и установлены они в точности так, как показано на рисунке 4. В этом случае в записывающей студии имеются две колодки с микрофонными разъёмами от каждого из пультов. И в зависимости от выбранного режима работы, микрофоны подключаются к нужному пульту.

Каркас выгородки образуют 5 деревянных брусов 100х150, установленных вертикально, в распор, от пола до потолка. Два из них установлены вплотную к стенам и закреплены к ним болтами по дереву (глухарями) 12х200, в трёх местах по высоте. Ещё три бруса, держат дверную коробку и три окна. Для установки наискось двухкамерного трёхстекольного стеклопакета, в каждом брусе сделаны зеркальные относительно друг друга, косые (под 45°) выемки с высоты 750 мм до высоты 1850 мм (рис. 4), в точности по высоте стеклопакета 1100 мм, плюс 5-7 мм запас на неточность изготовления стёкол. После установки стеклопакета этот зазор по всему контуру окна необходимо плотно законопатить. Тяжёлая цельнодеревянная дверь, толщиной 50 мм, вместе со звукоизоляцией, висит на двух широких петлях. Размер двери 660 х 1600. Низкая, потому, что находится под скатом крыши. В записывающую студию входим нагибаясь.

Пространство стен выгородки, ниже окон, зашито досками, толщиной 25 мм тремя слоями по толщине: в середине, внутри и снаружи. Между слоями досок проложены два слоя листового пенополиэтилена толщиной по 30 мм, вырезанные плотно в размеры (Рис. 5, слева).

Рис. 5. Конструкция стен выгородки снизу и сверху студийных окон border=

Рис. 5. Конструкция стен выгородки снизу и сверху студийных окон.


Стены выгородки над окнами и до потолка по центру брусов зашиты досками. А с обеих сторон центрального слоя досок в стены уложена минеральная вата толщиной 60 и 50 мм. Минеральная вата закрывается акустическими фанерными панелями «Мелодия» с отверстиями (Рис. 3 и 5).

Вентиляция. В деревянном бревенчатом доме, где стены не имеют сплошного герметичного покрытия (никаких обоев!), вентиляция естественная за счёт щелей между досками и слуховых окон в фундаменте дома и в чердачном помещении. Правильно построенный деревенский дом «дышит» сам. Как только в дом входит человек (тело и выдыхаемый воздух более тёплые, чем окружающий воздух), включается конвекция, и вентиляция сама начинает работать. Если в доме затопили печку, то вентиляция работает ещё сильнее за счёт тяги в трубе, а воздух в дом насасывается печкой, в основном, из щелей пола. Однако, когда в студию собирается много народу, естественное дыхание дома может не справиться, и стоит поместить в слуховое окно чердачного помещения дополнительный низкооборотный (тихий) вентилятор большого диаметра (150 – 200 мм). Тогда через отверстия в потолочных плитках «Мелодия» и через минеральную вату будет осуществляться верхняя вытяжка выдыхаемого воздуха. Приток свежего воздуха в помещение студии будет происходить через щели в полу и стенах, всегда существующие в деревянных домах.

Освещение. Должно быть установлено внутри записывающей студии, под потолком, над большими окнами в виде двух негудящих (тихих) люминисцентных ламп мощностью 40 Вт тёплого свечения или нескольких ламп накаливания, мощностью по 40 Вт. Преимущество стоит отдать люминисцентным лампам, которые, будучи установленными над окном горизонтально, благодаря своей протяжённости, не будут создавать теней и лишней контрастности, утомляющей глаза. Также возможно применение нескольких энергосберегающих люминисцентных ламп тёплого свечения, расположенных в ряд над окнами. А вот светодиодное освещение применять не стоит. Из-за узости спектральных линий, излучаемых светодиодами, даже белое свечение не обеспечивает естественную цветопередачу и утомляет зрение.

Освещение в общем зале следует установить в трёх точках в виде длинных люминисцентных ламп типа ЛБ-40. Первая точка – над ведущим эфира – вдоль его стола. Вторая точка над вторым столом с компьютером и КВ рацией и третья точка над гостевым столом. Причём, над гостевым столом, вероятно, стоит установить две лампы, параллельно друг другу, разнеся их на расстояние равное ширине стола. Гудящие «штатные» дросселя следует заменить на низкочастотные дросселя для радиоаппаратуры серии «Д», например для ламп ЛБ-40 подойдут два дросселя Д161-0,65-0,4 включённые последовательно. Впрочем, один Д162-1,3-0,28 тоже не будет перегружен по току (0,25 А), хотя будет превышено напряжение: 162 вольта против 100 допустимых. При отсутствии постоянного подмагничивания индуктивность дросселя не 1,3 генри, а 1,57. Проверял, работает.

Есть и ещё одна хитрость. Поскольку, стартеров не напасёшься, вместо него в схему ставим кнопку с контактами на замыкание. Хорошо подходит кнопка от дверного звонка. Тогда при включении выключателя света лампа не зажигается. Чтобы её зажечь, надо на пару секунд нажать на кнопку – замкнуть цепь накала лампы и отпустить. То есть, вручную выполнить функцию стартера. Такое включение ламп продляет их срок службы (нет многократных миганий при включении), и исключает из расходных материалов дефицитные стартеры. Они часто выходят из строя, и их быстро раскупают. И никаких импульсных преобразователей! Иначе всё забьёте помехами.

Монтаж студийного оборудования необходимо вести экранированным симметричным микрофонный проводом: витая пара из многожильного провода в экране. Разъёмы профессиональные трёхконтактные с общим экраном типа XLR, производимые фирмами Neutrik или Canare. Монтаж должен быть выполнен очень качественно и исключать ВЧ наводки на звукоусилительную, звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру. Дело в том, что в непосредственной близости от студийного комплекса (50 – 100 метров) работает мощный средневолновый радиопередатчик (сотни ватт) и АСК находится в электромагнитном поле ближней зоны передающей антенны.

Компьютер. Стационарный компьютер с отдельным системным блоком, с плоским монитором, клавиатурой, мышкой на проводе (беспроводная мышка может глючить из-за мощных наводок от передатчика). Системный блок компьютера с шумящими вентиляторами, должен быть вынесен за пределы студийного помещения, например, в нижние боковые отгородки под крышей. Ноутбуки использовать не следует. Их шум слышен в эфире. Звуковая карта внешняя, дуплексная.

Программное обеспечение (ПО) для ведения эфира специально для ИРВ предлагается двумя отечественными компаниями: «Дигитон-Системс» из Санкт-Петербурга, и «Радиософт» из Омска. Краткое представление функционала ПО обеих компаний приведено в соответствующем разделе Форума Индивидуальное радиовещание:

«Радиософт»: Комплекс автоматизации радиовещания RADIO Studio Pro

«Дигитон-Системс»: Программа SYNADYN Radio 2 для ИРВ

Обе компании лояльно относятся к тому, что сам проект ИРВ и процесс освоения программного обеспечения в радиокружках не может приносить прибыли на этапе обучения. И что это исключительно работа на будущее. Вклад в образование будущих специалистов радиовещания. Однако, покупателей их ПО со временем прибавится, когда увлечённые радиотехникой мальчишки пройдут школу ИРВ, закончат радиотехнические ВУЗ-ы и придут настоящими «железными» инженерами и техническим директорами в радиовещательные компании.

 

Предметно обсудить с единомышленниками конструкцию вашего конкретного АСК можно на форуме, посвящённом Индивидуальному радиовещанию: forum.cqf.su  Этой теме посвящён целый раздел: «Самодельный Аппаратно-Студийный комплекс».

Чистого эфира!


Литература:

  1. Сергей Комаров. Технологическая цепочка радиовещания. Радиолюбитель 2022 г., № 10, стр. 28 – 31 и № 11, стр. 22 – 24.
  2. Сергей Комаров. Домашний аппаратно-студийный комплекс Индивидуального радиовещателя. Радиолюбитель. 2023, № 3, стр. 26 – 29.
  3. Сергей Комаров. Аппаратно-студийный комплекс для радиотехнического кружка Индивидуального радиовещания. Радиолюбитель. 2023, № 5 стр. 22 – 24.
  4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов (РИЧ) № 632-12-0001 от 01.07.2012.
  5. Тот же Роскомнадзор. РИЧ № 703-12-0002 от 13.07.2012.
  6. Сергей Комаров. Индивидуальное радиовещание. 7. Цели, задачи и общая стратегия. Организация радиотехнических кружков. Вещательная концепция станций ИРВ. Практическое руководство для руководителей и членов конструкторских радиокружков и радиостанций Индивидуального радиовещания. М.: ИД Медиа Паблишер, 2020. 200 с.