Основные определения Радиотехника — теория Диапазоны радиочастот Типовые документы
Процесс легализации Структура организации Передающий комплекс Команда и контакты
Зачем это нужно Клубы и радиокружки Студийный комплекс Вопросы и ответы
Мероприятия Полезные ссылки Программы вещания Форум и общение

Выбор микрофона для индивидуального радиовещания.

Андрей Сологубов, RV3DOI
Заведующий кафедрой звукорежиссуры ВГИК


Выбор главной звуковой «рабочей лошадки» Вашей радиостанции во многом будет определять ее голос, а значит и интерес слушателей. Если слушатель, настроившись на Вашу радиостанцию, услышит неразборчивое бубнение или шепелявый свистящий тоненький голосок, то этого слушателя Вы потеряете. И придется Вам заняться техникой речи, исправлением дефектов произношения и «поставить» себе дикторский голос. Правильно же подобранный микрофон, хоть и не заменит Вам логопеда, но позволит затенить эти временные сложности и поможет подчеркнуть приятные индивидуальности голоса.


К микрофону есть несколько противоречивых требований:

  1. Чувствительность микрофона должна позволять спокойно говорить и изредка кричать в него на расстоянии от полуметра до 1-2 см. При этом не должно быть явно слышимой перегрузки встроенного в микрофон усилителя (при его наличии) и “залипания” мембраны при минимально возможном удалении микрофона от губ. При удалении от микрофона до полуметра не должно быть слышно собственных шумов микрофонного предусилителя микшерного пульта при повышении усиления канала этого микрофона.
  2. Должен быть минимизирован эффект «ближней зоны» - сильного (до 10-20 дБ) подъема низкочастотных составляющих голоса при минимальном расстояния от мембраны микрофона. Этой особенностью различных микрофонов часто пользуются музыканты, подбирая определенную модель микрофона, а иногда и конкретный экземпляр для подчеркивания индивидуального тембра своего голоса изменением расстояния до микрофона во время исполнения. Для радиовещания этот эффект можно использовать очень дозированно, вероятнее всего, он будет сильно мешать слушателям воспринимать Ваш голос или голоса гостей радиостанции.
  3. Микрофон не должен реагировать на близко к нему расположенное оборудование (в т. ч. мобильные телефоны) и осветительные приборы подсветки рабочего места в виде наводки от проводов электропитания или высокочастотных преобразователей импульсных блоков питания источников освещения.
  4. Характеристика направленности должна помочь минимизировать уровень внешних шумов окружающего пространства.
  5. Наличие в продаже выбранной модели микрофона.
  6. Цена микрофона должна позволить приобрести его без ощутимых потерь для семейного бюджета.

Конденсаторный (с фантомным питанием) или динамический – что лучше?

Большинство динамических микрофонов отвечают требованию п.1, но с обязательным применением поролоновой ветрозащиты. Значительная часть конденсаторных микрофонов не позволяет использовать их вплотную к губам из-за перегрузки встроенного усилителя или залипания мембраны.

А вот требования по п. 2 резко ограничивают круг доступных моделей. В первую очередь из-за цены. На коммерческих радиостанциях используются специально спроектированные микрофоны с учетом множества требований и выбор их ограничен. В модельных рядах микрофонов хорошо и заслуженно известных производителей можно найти лишь единицы наименований под эту задачу и цена большинства не позволит приобрести их для индивидуального радиовещания.

Обратимся к отечественным производителям, самый известный из них еще со времен СССР - тульская “Октава”.

Для наших требований вполне подходят динамические МД-186 и МД-380А, которые легко находятся через интернет у производителя и на вторичном рынке. Достоинства и недостатки этих и других моделей обсуждаются на множестве специализированных общедоступных форумах (как пример - http://www.oktava-mics.net/forum/, или http://www.muzoborudovanie.ru/forum/).

Есть смысл поискать и среди давно не выпускающихся, но имеющихся на вторичном рынке моделей. Как пример: выпускавшиеся массово динамические МД-66А и МД-80М (Октава), 82А-5 и МД-300 (ЛОМО) встречаются на интернет-барахолках не только не работавшие, но и даже в не распечатанной заводской упаковке.

Все названные модели имеют симметричную схему подключения, а МД-186 и специальную “антифонную катушку” для снижения уровня внешних электрических помех.

Вот только «родной» ветрозащиты к ним уже не найти и придется подбирать подходящую от других моделей. И во всех перечисленных микрофонов эффект “ближней зоны” минимален, а у МД-186 его совсем нет, т к этот микрофон имеет два тандемом расположенных капсюля и выполнен по двухполосной схеме.

Из доступных конденсаторных можно рекомендовать МК-101 (Октава) и старенький электретный МКЭ-100 с хорошей ветрозащитой, не позволяющей приближаться к мембране ближе чем на 5-7 см. Все перечисленные микрофоны имеют кардиоидную характеристику направленности. Конечно, этими микрофонами выбор не может быть ограничен, производителей много и выбирать можно очень долго. Cтоит обратить внимание на динамические микрофоны, сделанные для работы теле и радио репортеров, такие как Electro-Voice 635 A, Sony F-115, Beyerdynamic MCE 58 и другие аналогичные. Но придется учитывать их круговую диаграмму направленности.

В пользу применения динамических микрофонов для индивидуального радиовещания идет и отсутствие фантомного питания на многих доступных микшерских пультах.

При большом уровне шума в помещении Вашей индивидуальной радиостанции (в соседней комнате смотрят телевизионные программы, у соседа за стенкой раздается собачий лай и пр.), которые нельзя полностью устранить, придется использовать микрофонную гарнитуру или труднодоступный, из-за высокой стоимости, губной ленточный микрофон («ribbon microphone») Сoles 4104 , 4115 (описание и параметры http://www.coutant.org/coles/index.html ). В 80-х годах аналогичной конструкции в СССР выпускался МЛ-20, который изредка встречается на интернет-барахолках.

Отличительной особенностью этих микрофонов является скоба, которая прижимается под носом говорящего и жестко фиксирует расстояние до ленты микрофона. Для защиты от выдыхаемого воздуха и создания акустического фильтра высоких частот перед лентой устанавливается многослойная защита из пористых материалов. Для исключения «задувания» микрофона выдыхаемым через нос воздухом на скобу устанавливается ветрозащита из нескольких слоев мелкой металлической сетки.

Такой микрофон очень хорошо защищен от внешних акустических шумов. Но держать его придется только вручную, установка на микрофонную стойку не предусмотрена.

Применение современой микрофонной гарнитуры позволяет добиться почти такого же результата. Миниатюрный электретный микрофон, с помощью легкой конструкции напоминающей очки, устанавливается около уголка рта и максимально приближает микрофон к источнику звука. При этом микрофон находится в стороне от выдыхаемого потока воздуха и ветрозащиты достаточно простейшей поролоновой. Но высокая стоимость такого микрофона сильно ограничивает его применение для индивидуального радиовещания. Пример такой относительно доступной гарнитуры - Beyerdynamic TG H55c

Попытка использования гарнитур применяемых в профессиональной радиосвязи, как например ГСШ-А-18 (Октава) или аналогичных других производителей, сильно разочарует из-за специально ограниченного частотного диапазона и микрофона и наушников. Без переделки такие гарнитуры к стандартным разъемам микшерского пульта подключить не получится и потребуется отдельный источник питания на 5 Вольт для встроенного микрофонного усилителя.

Применение остронаправленных микрофонов не желательно, т.к. придется внимательно контролировать свое положение относительно оси микрофона, достаточно отклониться в сторону и тембр голоса сильно изменится, а если Вы «один за всю редакцию», то параллельно с рассказом перед микрофоном периодически будете искать нужные файлы фонограмм в компьютере или что-то перекоммутировать в оборудовании.

Не стоит использовать и миниатюрные “петличные микрофоны”, которые крепятся к одежде, они расположены уже достаточно далеко от источника сигнала и внешние шумы помещения будут слушателю хорошо заметны. А также они очень хорошо позволят услышать все Ваши телодвижения, шорохи одежды, клавиши компьютера и много всего, о чем даже и не подозреваете, песню съеденной еды, например.

При покупке выбранного микрофона надо убедиться в наличии держателя для закрепления микрофона на стойке или пантографе.

Из современных профессиональных радиовещательных микрофонов можно рекомендовать SM7B, SM58, SM2 фирмы SHURE. Первый – это динамический радиовещательный микрофон, имеющий хорошую штатную ветрозащиту и обладающий прекрасным естественным звучанием голоса. Он оптимизирован для работы при близком (почти вплотную) расположении губ ведущего. Есть у него и еще одно достоинство: он практически не слышит посторонние звуки (во время прямого эфира в студийное помещение можно заходить – это не будет слышно в эфире) и при его использовании к акустической отделке студийного помещения предъявляются пониженные требования (ну, разве, что, не голые покрашенные стены – гулкость такого помещения не уберет ни один студийный микрофон, ну, разве, что ДЭМШ-1а справится, который предназначен для танковых переговорных устройств, но у него недостаточная полоса частот и слишком большие искажения).

Второй (SM58) – это классический вокальный микрофон – ставший, де-факто, стандартом любой концертной сцены или телепередачи. Он имеет встроенную ветрозащиту (сетчатый шарик) и обеспечивает естественный голос при практически любом расположении губ относительно микрофона.

SM2 - Профессиональная гарнитура с двумя, изолированными от шума плотными наушниками SM 2 укомплектована динамическим микрофонным капсюлем ближнего радиуса SM 10A с регулируемой штангой и обеспечивает полную свободу движений и минимум проблем с обратной связью. Частотный диапазон наушников SM 2 составляет 100 Гц - 8 кГц (сопротивление 2 кОм), микрофона - 50 Гц - 15 кГц, характеристика направленности - однонаправленная кардиоидная, сопротивление 150 Ом, уровень выходного сигнала минус 47 дБ (4.5 мВ). Модель идеальна для работы в монофоническом и стереофоническом режимах - на телевидении, радио, в кино- и видеопроизводстве. Более подробно здесь: http://www.attrade.ru/manuals/shure/sm2.pdf

Из старых, 50-и летней давности, но очень хороших и имеющихся до сих пор на вторичном рынке, можно рекомендовать динамический MD16N фирмы BEAG, внешне очень похожий на D-12 фирмы AKG - «героя» замечательного фильма «Рок волна» (2009), пронизанного романтикой 60-х годов и посвященного пиратскому радиовещанию в Великобритании. На первой радиостанции Индивидуального радиовещания «Зеленый глаз» («Magic eye») наравне с классическим SM7B используются два стареньких MD16N. Впрочем, и самого «героя», D-12, тоже можно рекомендовать к использованию в Индиваидуальном радиовещании. Он, кстати, до сих пор выпускается!

Желающие порадовать себя и гостей своей радиостанции канонической классикой американского эфира времен трансляции по радио «Нашествия марсиан», могут поискать на вторичном рынке ленточный 77DX фирмы RCA. Но сразу предупреждаю, это будет дорого. Однако настроение и ощущение сопричастности, которые обретут «те, кто понимают», при выступлении на Вашем радио перед таким микрофоном перекроют все вложения.