Зачем это нужно Структура организации Программы вещания Команда и контакты
Основные определения Диапазоны радиочастот Радио «Зеленый глаз» Клубы и радиокружки
Процесс легализации Типовые документы Радиотехника — теория Вопросы и ответы
Конференции и решения Полезные ссылки Комплект аппаратуры Форум и общение

Клубы и радиокружки


Школьный радиокружок Индивидуального (любительского) радиовещания поселка Кузнечное, Приозерского района Ленинградской области

Путь к мечте

Радиотехника — это интересно в любом возрасте, а особенно в школьном. Когда зарождается интерес что-нибудь изобретать, очень важно поддержать этот интерес, дабы он не угас и развивался далее. Ведь увлеченные этим занятием люди зачастую занимаются всю свою жизнь, а кто-то и выбирает в дальнейшем профессию, связанную с радиотехникой.

А это я, Петр Комаровский, руководитель школьного радиокружка.

Я сам заинтересовался радиотехникой в 14 лет: случайно в школьной библиотеке наткнулся на книгу «Кружок радиотехнического конструирования». С нее все и началось. Потом от покойного дяди в наследство получил подшивку страниц из журнала «Радио». Кстати, при жизни он был «свободным оператором» (радиопиратом — на современном жаргоне), жаль я этого не застал. В то время лихих девяностых в школах Украины была ужасная обстановка после развала Союза. Никаких технических кружков даже в ближайших школах не было. К тому же физику в нашей сельской школе, где я учился, преподавал председатель сельсовета, который был вечно занят. Так что доходил до всего сам. А появись тогда радиокружок или хоть бы один человек из числа радиолюбителей, с которым можно было бы посоветоваться, я бы, наверное, постиг больше знаний и навыков. Мои увлечения стали развиваться, когда перешел в 10-11 класс в другую школу, — там я встретил единомышленника. Мы с ним подружились и по окончании школы вместе пошли учиться в Шепетовское радиотехническое училище. Когда приезжал на выходные домой, в деревню, сбегалось много народу. Кому-то надо телек починить, кому приемник. Пацаны прибегали, мол, подскажи, как усилок какой-нибудь собрать или цветомузыку. Но сам я очень любил приемники, и моя любимая радиостанция была «Радио-1» на ДВ. Даже были мысли, что, наверное, интересно быть по ту сторону эфира и составлять интересные программы. Тогда и зародилась несбыточная, как мне казалось на тот момент, мечта — заиметь собственную мастерскую для творческих работ.

В 1996 году окончил училище, и мы с матерью и сестрой переехали в Россию. И здесь меня как никогда спасло мое увлечение радиотехникой. Проживая первое время без гражданства, на нормальную работу было не устроиться, и кормил меня паяльник. Лет пять назад директор Кузнечненской школы Жищинская Лилия Сергеевна, узнав о моих увлечениях, пригласила меня работать в школу в качестве педагога дополнительного образования с целью организовать в школе технический кружок, получивший название «Радиотехник». Сейчас работаю на заводе электрослесарем и в школе веду кружок, и ребятам, вроде как, нравится. Даже на каникулах в кружок бегают!

Кружок начинал работу в кабинете с обычными школьными партами. Основной задачей в начале работы кружка было обслуживание и посильный ремонт школьной техники. Из оборудования было: несколько сетевых удлинителей, пара паяльников, тестер и коробочка с радиодеталями. Из литературы — диск с журналами «Радио 1983-2003». Схемы я печатал дома и приносил на кружок (кто какую попросит). Потом перенес из дома все, что были, припасы деталей (в основном б/у) и самодельных приборов. Руководство школы предоставило нам компьютер для работы с литературой на месте. За помощью я обратился к своему негласному учителю и товарищу Карачарову Николаю Николаевичу. Он дал нам часть своих приборов и кучу печатных изданий книг и журналов. Я и по сей день к нему бегаю, обмениваемся информацией и литературой. В поселке многие, кто узнавал о нас, отдавали отжившую свой век аппаратуру на запчасти. Когда накопили деталей и обзавелись кое-какими приборами, занятия пошли интереснее и эффективнее. Ребята приносили на ремонт, у кого что сломается, и занимались конструированием по интересам, но все равно не так, как хотелось. Тогда я решил на свой страх и риск показать эксперимент с радиопередачей на 200-метровом СВ диапазоне (1,45-1,6 МГц). Первый опыт с генератором Г4-1 и лампой 6П13С на выходе был очень впечатляющим для ребят.

После него и зародилось еще одно направление занятий в кружке, в дальнейшем переросшее в основное — любительское радиовещание. А после моего знакомства с Комаровым Сергеем Николаевичем наш кружок с прыжком шагнул в развитии. Во всем, что связано с антеннами, нам помогает Сушко Сергей Анисимович из города Тюмени. Когда привез кучу добра из ЛОНИИР-а, занятия в кружке пошли просто замечательно. К примеру, собрав простенький усилитель или генератор, можно наглядно просмотреть процессы, происходящие в схеме. Посещаемость нашего кружка сразу резко увеличилась. После публикации статьи о нашем кружке в журнале «Радио» добрые люди не оставляют нас без внимания, — радиодетали по почте шлют. Есть и скромные результаты работы нашего кружка, несколько ребят по окончании школы пошли учиться далее, выбрав профессии, связанные с электро- и радиотехникой. Теперь выбрано основное направление занятий по интересам подавляющего большинства кружковцев — изучение и конструирование схем, связанных с радиовещанием и звукотехникой. Но и остальные интересы тоже не забываем.

Девятиклассник (осень 2011 г.) Ивлев Сергей, подключивший приборы для опыта с ЧМ передачей: генератор Г4-107 и усилитель У3-33.

А пробный опыт с ЧМ был вообще со взрывным восторгом у ребят. Первый вопрос был: «Это чё, можно свою музыку крутить?!!» По школе носились с китайским приемником по всем этажам — слушали свою радиопередачу!!!

Сейчас доделываем вещательный АМ передатчик с ГУ-50 на выходе. В дальнейшем планируем создать школьную радиостудию, зарегистрировать свою радиопрограмму «Кенотрон» как СМИ и создать комплект учебно-демонстрационных действующих щитов для более углублённых познаний и более эффективных занятий, как в серьезных учебных заведениях. А моя основная заветная мечта — уж, коли самому не получилось стать радиоинженером, так может удастся хоть одного вырастить.






Восьмиклассник (весна 2011 г.) Ивлев Сергей мотает модуляционный дроссель.


Восьмиклассник (весна 2011 г.) Третьяков Василий монтирует модулятор.


Процесс сборки E-H антенны по чертежам руководителя Тюменского клуба Сергея Сушко.


Девятиклассники Ивлев Сергей и Морозов Савелий за звукорежиссерским пультом во время проведения школьной линейки 1 сентября 2011 г. Кстати! Савелий решил поступать в Питерский институт связи имени Бонч-Бруевича!


Экскурсия членов радиокружка в Ленинградский отраслевой научно-исследовательский институт Радио (ЛОНИИР), организовал которую для нас советник Министра связи РФ Мишенков Сергей Львович. Жаль, что внутри фотографировать не разрешили...
В ходе экскурсии большинство ребят заинтересовались выбрать в будущем профессию связанную с радиотехникой.


Я с начальником метрологической службы Вашакидзе Тенгизом Михайловичем, который провел для членов радиокружка экскурсию по ЛОНИИР-у.