Зачем это нужно Структура организации Программы вещания Команда и контакты
Основные определения Диапазоны радиочастот Радио «Зеленый глаз» Клубы и радиокружки
Процесс легализации Типовые документы Радиотехника — теория Вопросы и ответы
Конференции и решения Полезные ссылки Комплект аппаратуры Форум и общение

Концепция Индивидуального (любительского) радиовещания

Часть 3. Школьные радиокружки

Сергей Комаров,
генеральный директор ООО «Радиовещательные технологии»,
преподаватель Гуманитарного института телевидения и радиовещания,
преподаватель кафедры Радиопередающих устройств МТУСИ

Чтобы в будущем стать хорошим специалистом в любой сложной технической области, и особенно в радиотехнике, нужно ей заинтересоваться и полюбить это занятие в период становления личности подростка, как правило, в возрасте от 10 до 14 лет. То есть, выбор профессии молодой человек должен сделать вполне осознанно и ответственно еще учась в школе. Лишь в этом случае он сможет в будущем стать не просто хорошим исполнителем своей работы «от сих до сих», честно отрабатывая свою зарплату, а настоящим увлеченным Инженером (Да! Да! Именно с большой буквы!), который способен выйти в своей профессии на уровень искусства и создавать истинно красивые и гениальные разработки, радующие людей и служащие на благо страны. Сделав именно по любви свой сознательный выбор профессии еще в школе, молодой человек будет в десятки раз более качественно и глубоко изучать дисциплины в институте! Он будет стремиться именно знать предметы изучения, а не лишь сдать и забыть, как относится к учебе подавляющая масса нынешних студентов. Не поэтому ли упал на землю наш «Фобос-грунт», что мы развалили напрочь сеть технических кружков по стране и имеем среди выпускников ВУЗов специалистов, лишь отрабатывающих задания и неспособных к настоящему творчеству в области техники? А в бывших Домах пионеров, во Дворцах молодежи, в Центрах технического творчества и в Станциях юных техников давным-давно искоренили напрочь всю техническую деятельность и лишь занимаются зрелищными видами спорта, поют и танцуют, работая на показуху. Ходили и общались с директорами нынешних Центров творчества молодежи (с вывески которых старательно стерто слово «технического»): — «Что? Радио? Техника? Война? Никогда этого в нашем центре не будет!!!» И это вовсе не единичные ответы руководителей таких центров. Они и по команде свыше постараются саботировать техническое творчество или же будут это делать, скрипя зубами и отталкивая куда подальше увлеченных техникой мальчишек. Надо эту сеть создавать заново. С нуля. И, может быть, даже «под крышей» Министерства связи. Ну, по крайней мере — хотелось бы так.

Руководитель Клуба индивидуального радиовещания Тюменской области Сергей Сушко разработал великолепную концепцию возрождения технического творчества молодежи1 вокруг радиостанций Индивидуального радиовещания в Центрах технического творчества молодежи. Но пока эти центры в лице их руководителей захотят развивать у себя техническое творчество, пройдут десятилетия, чтобы их нынешние руководители сменились. А будущие увлеченные инженеры нашей стране нужны уже сейчас! Поэтому будем создавать школьные или самодеятельные радиокружки (да, хоть, при ЖЭКе, если управдом любит радиотехнику!). Они иногда гораздо полезней заорганизованных показушных Центров.

Наша задача, чтобы 10-15-и летний подросток, желающий выйти в эфир и жаждущий спаять свой первый радиопередатчик, мог бы прийти в такой радиокружок, найти там понимание его интереса, внимание к своему увлечению, получить интересующие его знания, и обрести наставника в лице руководителя радиокружка или более старших его членов, благодаря общению с которыми, он бы состоялся как юный радиоспециалист и благополучно бы вышел в эфир, сначала своим позывным, зарегистрированным как СМИ, с радиостанции наставника, а затем и со своей домашней радиостанции, собранной своими руками. И если после всего этого он выберет своей будущей профессией радиотехнику, радиосвязь или радиовещание, вот тогда можно будет сказать, что организация индивидуального (любительского) радиовещания заработала должным образом!

Цель организации Индивидуального (любительского) радиовещания в том, чтобы через выход в вещательный эфир увлечь мальчишек радиотехникой, физикой, математикой, радиосвязью, радиовещанием, разработкой, конструированием и усовершенствованием радиоаппаратуры. Стране (радиотехнической и радиовещательной отрасли) нужны радиоспециалисты! Именно радиотехнари. Радиотехники. Радиоинженеры!

Цель нашей инициативы вовсе не в том, чтобы заполонить эфир голосами всех, кому охота поболтать или покрутить «свою» музыку, придя на все готовое и не вникая в технику, а в том, чтобы воспитать будущих увлеченных радиоспециалистов. Радиоинженеров! Тех, кто владеет радиотехникой и любит ее. Тех, кто способен не только крутить ручки на аппаратуре и понимать, что они делают внутри аппарата, но и самим эти аппараты разрабатывать и конструировать!!! А уж на этой базе и боле широких специалистов по радиовещанию можно будет готовить. Но база — это именно радиотехника!

Выход в эфир — это бонус для технаря! Это возможность испытать на практике и эксплуатировать, постоянно усовершенствуя, аппаратуру, сделанную своими руками! Это публичная награда за изучение и практическое применение радиотехники! И если при этом парень, собравший свой передатчик и установивший антенны, еще раскрывается и как душевный ведущий, интересный автор, как поэт, гитарист или бард, — это великолепно!

И ради вот такой многогранной самореализации все это и затевается! И такие мальчишки есть в нашей стране!!! Знаю! Общался! Сотрудничаю с ними. Да и сам такой!


Радиостанция школьного радиокружка «Кенотрон»

Петр Комаровский,
руководитель школьного радиокружка
поселка Кузнечное Приозерского района Ленинградской области

Слово «кенотрон» для простого обывателя звучит как строгий и непонятный термин.

Когда ребята спросили: — А что такое кенотрон? В ответ без комментариев я положил на стол лампу 2Ц2С. У ребят было изумление в глазах и возглас: — Ух ты, какая штука! Надо сфоткать для изготовления эмблемы на компьютере! После этого я сообщил ребятам, что это ламповый диод, выпрямитель переменного напряжения. А когда ребята спросили, что такое выпрямитель, рассказал принцип работы радиолампы. Так и интерес к физике пробуждается!

Название нашей радиостанции выбрано из-за своего звучания: Строго и на первый взгляд непонятно — потому что не собираемся быть похожими ни на одну радиостанцию! А лампа на эмблеме будет характеризовать техническую сущность нашей затеи. «Кенотрон-Кузнечное» — так звучит позывной в музыкальном оформлении, который ребята сами составили. Пока ещё не готов полный комплект оборудования и не до конца проработано содержание передач, в эфире будет звучать музыка по предварительной заявке и аудиокниги с радиоспектаклями по 3-4 часа в день. В скором будущем планируем организовать телефонный звонок в прямой эфир. Эксперименты с радиовещанием проводим с лабораторными приборами Г4-107 и У3-33, дополнив их компьютером и самодельным простеньким микшером (из останков старого УНЧ «Радиотехника 101»). Антенну ребята сделали сами по чертежам директора компании «Радиовещательные технологии» Сергея Комарова. В организации и подготовке содержания радиопрограммы активно участвуют три девятиклассника:

Ивлев Сергей — подборка музыкальных треков;
Морозов Савелий — планировка содержания и расписания передач;
Третьяков Василий — компьютерная обработка информации.

Сейчас наши выходы в эфир имеют экспериментальный «тренировочный» характер, но уже есть хорошие отзывы от населения нашего поселка. Ведь в нашей местности слышна всего одна коммерческая радиостанция, которая круглосуточно крутит в эфире одни и те же музыкальные композиции с неимоверным количеством повторений. И, соответственно, такое радио слушают вовсе не из интереса. Просто больше ничего нет в эфире.

В будущем мы планируем создать музыкально-развлекательную литературно-познавательную студию «Кенотрон — Кузнечное» для работы на средних и ультракоротких волнах. Конечно, всем известно, что у школьников нет практического опыта в такой сфере деятельности в силу своего возраста, но очень интересно наблюдать как этот опыт у них развивается. На днях наблюдал как ребята, собравшись у доски, обсуждали и чертили график вещания и расписывали содержание передач на каждый час. Сами, без участия взрослых! Услышал много интересных идей, для реализации которых, можно будет привлечь еще больше школьников. А как составлялся и записывался позывной, это надо было видеть! Сколько было волнения перед микрофоном. Самым смелым оказался наш «компьютерщик» Третьяков Василий. Он и смонтировал на компьютере два пробных варианта позывного. Со временем будем воплощать эти идеи в жизнь. В эфире будут звучать поздравления, музыкальные приветствия, музыка различных жанров, частушки и анекдоты, аудиокниги и радиоспектакли, школьные новости и объявления, изменения в расписании уроков, дополнительная информация «школьнику на заметку», полезные советы, рецепты и т.д. Интересных идей было много: Третьяков Василий предложил радиопередачу «История музыки» где он будет рассказывать, где и когда зародился тот или иной музыкальный жанр с предоставлением классического образца. Морозов Савелий предложил мощную альтернативу коммерческому вещанию — «народная солянка». Это будет конкурс на лучший музыкальный сборник с голосованием в прямом эфире. Он планирует проводить эту передачу каждый день и свести повтор музыкальных композиций не чаще одного раза в неделю, а может и еще реже. «Программу по заявкам» вести будет Ивлев Сергей. В заявках будет музыка, сказки, аудиокниги. Всего, что возможно придумать, просто не перечесть. Кто-то даже предлагал юмористическую заставку «антиреклама», я когда понял в чем суть, от смеха чуть не лопнул. Глядя на их задор и интерес, думаю, можно попробовать вещание «понедельник-пятница» по 3-4 часа в день. А там, по ходу дела, уточним расписание. Может быть, и не каждый день будем в эфир выходить, чтобы не оттягивать время у учебных занятий. Как пойдет — сориентируемся. Да, если честно, я и сам не прочь в эфир выйти. Моя затея будет называться «железо — или музыка для настоящих мужчин» — это будет конкурс на лучшую хардовую композицию. Можно будет и преподавателей подключить к работе. А в процессе вещания, и с поселка тоже, глядишь, энтузиасты подтянутся. Выход в эфир планируется после уроков с 16:00 до 20:00 чтобы ребят от занятий не отвлекать на прослушивание радиопередач. В общем, в нашей концепции вещания будет все, что без рекламы, политики, криминала, религии, попсы и с соблюдением культуры общения. Мы будем вещать то, что побуждает людей к красоте, доброте, радости, общению, отзывчивости и дружбе и будет развивать интерес к познанию.

Помимо опытов с лабораторными приборами, для выхода в эфир ребята пробуют свои силы в самостоятельном конструировании несложных передающих устройств. На данный момент ведется работа по наладке уже собранного руками школьников под моим наблюдением трехкаскадного средневолнового АМ-передатчика с радиолампой ГУ-50 на выходе. Планируется сборка маломощного передатчика для безопасной наладки ЕН-антенны, сконструированной школьниками по чертежам Сергея Сушко из г. Тюмени. А некоторые из ребят серьезно заинтересуются самостоятельной сборкой УКВ ЧМ передатчика. Уже сами собрали и испытали задающий генератор и собрали НЧ-компрессор. Далее у них по плану стереокодер и оконечный усилитель мощностью около 1 Вт. Практика показала, что на весь наш поселок хватает 0,5 Вт. Но 1 Вт нужен, чтобы покрыть уверенным вещанием всю территорию заводов вокруг поселка. Занятия такого рода влияют и на успеваемость школьников по общеобразовательным предметам, а в первую очередь по физике и литературе. А также нельзя не заметить изменение в моральном облике ребят. Они становятся ответственнее и мудрее, занимаясь самостоятельным конструированием и выходом в эфир на своей конструкции, собранной своими руками. Видел бы кто тот азарт, с которым ребятки испытания своих конструкций проводят! У них же глаза горят! Это ж такая радость, видеть и слышать, как работает собранный своими руками радиопередатчик!

После публикации о работе кружка в журнале «Радио» ребята стали с еще большим интересом заниматься. А когда на общешкольном собрании я вышел на сцену с журналом «Радио» и приемником в руках, все, кто был в зале, были приятно удивлены. На собрании показали фотки из журнала и продемонстрировали опыт радиопередачи на 102.5 МГц. Были бурные аплодисменты учеников, учителей и родителей в адрес ребят «по ту сторону эфира»!

На смену будущим выпускникам готовим и подрастающее поколение. Ученики 7-го класса недавно вступившие в кружок тренируются в сборке простых схем (мигалки, имитаторы звуков и т. д.) для выработки навыков безошибочного самостоятельного монтажа и наладки радиосхем. Потом можно и передатчик доверить. И это все только начало огромной и важной работы по подготовке будущих инженерных кадров, увлеченных радиотехникой. Мечтаю такой род деятельности поставить на поток, то есть вести таким образом занятия в кружке, чтобы ребята могли воплотить в жизнь свою фантазию, с целью развить и усилить их интерес к радиотехнике. На мой взгляд, это поможет им определиться с выбором будущей профессии по окончании школы. Все ребята кто активно участвует в занятиях, планируют в дальнейшем получить профессию, связанную с радиотехникой. И было бы очень не плохо, если таких ребят будут принимать на учебу в профильные учебные заведения в первую очередь.



1 Концепция Индивидуального (любительского) радиовещания. Часть 2. Индивидуальное радиовещание в Центре технического творчества молодежи — каким ему быть? Сергей Сушко, руководитель клуба Индивидуального (любительского) радиовещания Тюменской области. Broadcasting 2012 №1.