Зачем это нужно Структура организации Программы вещания Команда и контакты
Основные определения Диапазоны радиочастот Радио «Зеленый глаз» Клубы и радиокружки
Процесс легализации Типовые документы Радиотехника — теория Вопросы и ответы
Конференции и решения Полезные ссылки Комплект аппаратуры Форум и общение

Концепция Индивидуального (любительского) радиовещания

Часть 2. Индивидуальное радиовещание в Центре технического творчества молодежи — Каким ему быть?

Журнал Broadcasting
2012 № 1, стр. 40 - 43

Сергей Сушко, руководитель клуба Индивидуального
(любительского) радиовещания Тюменской области

Саяногорск, 11 марта 2011 г. Президент России Дмитрий Медведев: «Мы должны поговорить о том, как обеспечить престиж инженерных профессий... Без квалифицированных инженеров у нашей страны нет будущего»1

Сегодня наше общество начинает осознавать, что оно испытывает нехватку специалистов технических профессий и в особенности инженеров. Да, действительно мы потеряли несколько поколений технически одаренной молодежи и этот вопрос нужно срочно исправлять. Наблюдается перенасыщение непроизводящих профессий: менеджеров по продажам, юристов, экономистов, а настоящих производственников, способных на изобретения и разработки, катастрофически не хватает. Средний возраст квалифицированных инженеров сегодня подходит к порогу 60 лет, а в некоторых, наиболее сложных областях техники, уже давно перевалил за пенсионный рубеж. Российские разработки развивают и поддерживают в основном старики. Связь поколений на отечественном инженерном уровне имеет тенденцию разрыва с последующим научно техническим провалом.

Без специализированных лабораторий и молодежных центров по техническим дисциплинам результатов не достичь. Мы испытываем голод в новейших технических разработках и изобретениях и одновременно с этим упорно продолжаем отбрасывать на обочину развития общества инициативную молодежь. Поэтому нужно уже сегодня вплотную заниматься методологией технического творчества и изобретательства. Рождение академика, ученого, инженера и любого квалифицированного технического специалиста происходит не в день его признания, а в возрасте 10-14 лет. К сожалению, сегодня пакет дополнительного образования подрастающего поколения откровенно скуден и в нем доминируют лишь зрелищные виды: песни, танцы и спорт.

Основа новаторского движения

Предлагаемое новаторское движение, основано на развитии технического творчества в области радиотехники, радиосвязи и радиовещательных технологий. В 50-е, 60-е и 70-е годы народное (неформальное) радиовещание было одним из массовых и ярких движений в нашей стране, оно являлось колыбелью профессиональных радистов и инженеров радиотехники, радиовещания и радиосвязи, из его рядов вышло большинство нынешнего инженерного и руководящего состава. В наши дни это движение продолжает существовать по стране на средних, коротких волнах и в диапазоне FM. Характерно то, что этим увлекаются не отбросы общества, как это пропагандировалось раньше, в СССР (даже название было придумано «радиохулиганы»), а искренне увлеченные радиотехникой, талантливые и целеустремленные молодые люди. В связи с этим в 2005 году появилась инициативная группа по легализации Индивидуального радиовещания. Идея легализовать давнее радиотехническое увлечение технически грамотной молодежи — Индивидуальное (любительское) радиовещание принадлежит Комарову Сергею Николаевичу, радиоинженеру-разработчику, директору компании «Радиовещательные технологии» (г. Москва), который сам в юные годы был неформальным радиовещателем и прекрасно владеет этой темой «изнутри». В разных городах России у него есть сподвижники, которые с завидным оптимизм помогают ему в этом нелегком деле. Весной 2009 годы, ко дню Радио, появился сайт этого проекта, он прозрачен в своих намерениях, в нем можно ознакомиться с текущей работой инициативной группы в г.г. Тюмени, Бийске, Владимире, Ачинске, Москве и Санкт-Петербурге. В конце 2009 года инициативная группа провела первую конференцию Индивидуального радиовещания2, получившую поддержку Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям. И вот, в начале сентября 2011 г. были поданы документы в Роскомнадзор с просьбой инициировать конкурс на разработку радиочастот в верхней части средневолнового радиовещательного диапазона при их коллективном использовании различными станциями Индивидуального радиовещания, объединенными в единую любительскую организацию. Поскольку неформальное радиовещание зародилось в нашей стране в 50-х годах прошлого ваека в верхней части диапазона средних волн, то именно в этом участке (1449 - 1620 кГц) и запрашиваются радиочастоты для Индивидуального (любительского) радиовещания.

Создание по стране молодежных центров технического творчества и в частности клубов индивидуального (любительского) радиовещания предполагает воспитание у молодежи и подростков любви к своим созидательным увлечениям на благо своего города и страны в целом, а на этом ведь зиждется любовь к Родине. Необходимо активно культивировать тот пласт деятельности молодежи, который находится за зоной влияния образовательных учреждений. Это развитие таких интеллектуальных навыков, как радиотехнические дисциплины, звукорежиссура, музыкальная культура, моральные нормы поведения в обществе, психология общения и, наконец, создание собственных радиовещательных программ, и общение со слушателями в прямом эфире. Дополнение учебного процесса с данным хобби поможет глубже и с интересом изучать такие предметы, как физика, математика, литература, история и родной язык. Все эти качества, без сомнения, помогут стать незаменимыми помощниками в жизни молодого человека и позволить ему занять достойное место в современном обществе.

Сеть молодежных центров индивидуального (любительского) радиовещания по всей стране, это то решение, в котором микрофон, самодельный передатчик и антенна радиовещательной станции, станет проводником развития интеллекта и своеобразным интерфейсом личности с реальным миром; и радиовещательная станция, поможет обрести и технические навыки, и публичность во многих направлениях формирования подростка и стать движетелем развития его личности и сознания. Психологическим фактором, привлечения молодежи в технический центр является публичность самореализации. Занятие индивидуальным радиовещанием позволяет увидеть в действии созданное своими руками и предъявить плоды рук своих для признания другим людям. Это позволит подросткам самоутверждаться в созидании, в интеллекте, в творчестве. Поэтому, индивидуальное (любительское) радиовещание сегодня очень актуально, это понимают не только ученики и инициативная группа, но и преподавательский состав школ, ВУЗ-ов и родители. Ведь, чтобы построить и включить радиостанцию, нужны знания физики и математики. Чтобы красиво говорить, нужно дружить с русской речью, литературой и знать историю. Чтобы создавать красивые музыкальные программы и заставки, нужно обладать музыкальным вкусом. Все эти качества способен развить молодежный центр технического творчества на базе некоммерческой любительской станции Индивидуального радиовещания.

Сектор Индивидуального радиовещания в Центре технического творчества молодежи

Основу Сектора Индивидуального радиовещания Центра технического творчества молодежи, или Станции юных техников будет составлять некоммерческая (любительская) радиовещательная станция с эфирной студией, звукозаписывающей и монтажной аппаратной, с богатой и разножанровой фонотекой, с передающим и звукообрабатывающим оборудованием, с антенными системами, поднятыми максимально высоко над уровнем окружающих зданий… И вокруг этого аппаратно-студийно-передающего комплекса будут создаваться радиокружки различной направленности. Индивидуальное радиовещание многогранно. Потому и радиокружков будет несколько. Разумеется, начальником Сектора Индивидуального радиовещания должен быть радиоинженер, успешно реализовавшийся в своей профессиональной области и который в юности сам занимался неформальным радиовещанием. Лишь такой человек способен передать подросткам свою любовь к радиотехнике, свой энтузиазм, увлечь их и показать красоту радиосхем и инженерных решений! Такими же должны быть и руководители отдельных радиокружков. Ведь передать молодежи можно лишь то, чем в совершенстве владеешь сам!

Сегодня среди увлекающейся радиотехникой молодежи очень популярно направление высококачественного воспроизведения звука, так называемый Hi-End. Как правило, это самодельные ламповые усилители, мощностью десятки, а то и под сотню ватт. Есть и моно, и стерео, и «пять плюс один» для домашних кинотеатров. Ими интересуются многие. В радиовещании такие технические устройства выполняют роль высококачественных амплитудных модуляторов. И у них есть свои интересные технические особенности. Звукоусилительная аппаратура также используется и молодежными самодеятельными музыкальными группами. И если ребята вместо того, чтобы клянчить деньги у родителей на китайские усилители, колонки и микшеры будут создавать их сами в таком радиокружке, то это прекрасное направление для увлечения и воспитания будущих инженеров по аудиотехнике. К тому же выступление молодежных и никому не известных музыкальных групп в прямом эфире радиостанции Индивидуального радиовещания можно только приветствовать! Таким образом музыкальное творчество молодежи сможет обрести аудиторию слушателей, единомышленников и найти свое признание.

Второе направление — собственно радиовещательные АМ передатчики малой мощности на средние и короткие волны (до 250 Вт в режиме несущей). В них много технических особенностей и интересных инженерных хитростей. Их на сегодняшний день не производит ни один завод в нашей стране. Соответственно, нет и специалистов. Иными словами, в данном направлении радиопромышленности наступил разрыв поколений и потеряна технология производства радиоаппаратуры такого класса. Недаром, почти на всех современных радиостанциях работают импортные радиопередатчики. Разорвана в нашей стране преемственность поколений разработчиков радиоаппаратуры. И это нужно возрождать. Срочно! Ведь в самом ближайшем будущем мы будем внедрять цифровое вещание DRM, а специалистов по таким передатчикам у нас нет. Что? Опять будем поддерживать отечественным бюджетным финансированием иностранные фирмы и их радиозаводы? Может, хватит разбазаривать народные деньги?

Третье направление — передающие и приемные антенны диапазонов средних и коротких волн, ориентированные на радиовещание. А ведь это направление, кроме того, будет полезно и службам радиоконтроля промышленных радиопомех. И это очень актуальное и интересное направление деятельности. Во времена моей юности были такие радиокружки — «охота на лис» — используя радиоприемник-пеленгатор с направленной антенной, ребята учились в считанные минуты обнаруживать спрятанную «лису» — «шпионский» радиопередатчик, выходящий в эфир из полевых условий пересеченной местности. А это помимо радиотехники и активные занятия на природе, и ориентирование по карте в незнакомой местности, и умение преодолевать препятствия, и прикладная спортивная физподготовка.

Четвертое — звукорежиссура, мастеринг, звукозапись, восстановление старинных музыкальных записей великих музыкантов, создание звуковых эффектов, составление интересных музыкальных радиопрограмм в различных жанрах, история музыкальных направлений, непосредственное ведение собственного прямого эфира на радио, запись молодых исполнителей и молодежных музыкальных групп. Системы автоматизации ведения прямых эфиров и составления расписаний радиопрограмм, музыкальные исследования, исследования настроений аудитории в разное время дня, недели, времен года... Собственно, именно из этого радиокружка могут родиться будущие технические директора радиовещательных компаний и талантливые музыкальные редакторы, в совершенстве владеющие всем техническим комплексом радиовещательной станции.

Еще увлекательнейшее направление, — пятое, — искусство убедительной речи, публичных выступлений и психоакустика. Создание настроения у аудитории слушателей через интонации, темп и тембр голоса. И это не только ораторское искусство. На каждой современной радиостанции, начиная с 30-х годов прошлого века, как только были проведены такие исследования, перед радиопередатчиком устанавливается так называемый эфирный процессор. Устройство, формирующее «свой» интонационно-тембральный портрет звучания радиостанции, принятый в той или иной целевой аудитории. Этот прибор делает приятным сам звук радиостанции. Отечественных приборов такого назначения нет и в помине. И этим тоже нужно заниматься. Создание положительных эмоций у слушателей — это важное направление в развитии технологий современного радиовещания.

Шестое направление. Радиоприемники. Это направление в радиотехнике старо, как мир! Еще А. С. Попов в своем открытии радио и изобретении радиоприемного аппарата делал главный упор именно на совершенствование радиоприемной техники. На сегодняшний день это направление шагнуло очень далеко в своем развитии. И это направление в производстве — очень перспективная и прибыльная отрасль бизнеса! Ведь радиоприемников требуются миллионы. Однако, почему-то отечественных радиоприемников в магазинах уже давно не найти. А если, вдруг, и находятся, то могут конкурировать с иностранными лишь своей ценой, но отнюдь не функциональностью и качеством. Грустное положение дел. А ведь сейчас грядет внедрение цифрового радиовещания системы DRM и таких радиоприемников у нас нет, впрочем, их нет и во всем мире, и это важное направление, по которому тоже нужно готовить будущих радиоспециалистов и инженеров.

Седьмое. А реставрация и ремонт старинных «бабушкиных» радиоприемников? Это ли не интереснейшее направление для радиокружка? Ведь, ремонтируя и изучая ламповые радиоприемники 30-х, 40-х, 50-х годов проникаешься любовью к их создателям и к тем, кто их сохранил, начинаешь понимать логику разработчиков, видеть изящные инженерные решения того времени и постепенно втягиваешься в увлекательный мир радиотехники. История радиотехники — это важное воспитательное направление для будущих радиоинженеров! А когда из динамика бабушкиного радиоприемника, любовно отреставрированного ее внуком, звучат душевные поздравления и слова любви, признательности и внимания к дорогим и близким людям непосредственно от тех, кто эти приемники оживил, — это ли не радость для старшего поколения? Это ли не общечеловеческое воспитание нашей молодежи?

И это далеко не все!

Восьмое направление любительского творчества. Устройства электропитания необходимы каждому радиоприбору. А это не только электропроводка, трансформаторы и выпрямители. Каждый компьютер питается от устройства бесперебойного электропитания... Зарядные устройства для всевозможных аккумуляторов, в том числе — автомобильных. Питающие сетевые адаптеры для различных бытовых радиоустройств. Аппараты для ведения сварочных работ… Ведь все эти электроустройства не должны давать импульсных и радиопомех в окружающее пространство и в особенности в электросеть. Чистота питающей электросети — это залог качественной работы радиоприемников и многих радиоприборов, как бытовых, так и промышленного назначения. А некоторые медицинские приборы и вообще не могут работать, когда в электросети помимо положенных 50-и герц присутствуют иные импульсные сигналы либо от неисправных устройств электоропитания, либо от безграмотно разработанных систем передачи информации. И поэтому встает серьезная задача, как фильтровать электросеть от радиопомех. И это важное и увлекательное направление деятельности тоже нужно подавать будущим радиоинженерам и инженерам-электрикам еще в подростковом возрасте!

Таким образом, Сектор Индивидуального радиовещания в Центре технического творчества молодежи, помимо собственно радиовещательной станции должен иметь в своем составе еще несколько различных технических радиокружков, по крайней мере, по восьми перечисленным направлениям! Радиотехника, как наш мир и наше общество развиваются и, соответственно, развивается и множится число направлений в инженерной деятельности. Невозможно уже одному человеку охватить все направления в радиотехнике. Именно поэтому, когда ставится цель обеспечения престижа инженерных профессий и воспитания будущих квалифицированных и влюбленных в свою профессию инженеров, необходимо создавать радиокружки различной направленности.

Сейчас в школах и институтах очень много внимания уделяется компьютерным технологиям. Это, безусловно, важно. Компьютер — хороший вспомогательный инструмент для роадиоинженера. Но не стоит переоценивать роль компьютеров в радиотехнике. При всей своей многозадачности и широте применений, компьютер никогда не усилит высококачественный звук (это делают аналоговые усилители, как правило, ламповые), никогда не сформирует мощный высокочастотный радиосигнал для радиопередачи (это делают радиопередатчики и тоже, во многих из них, на выходе работают радиолампы), никогда не сможет излучить электомагнитное поле в пространство (это делают антенны), никогда не обеспечит самому себе источник электоропитания, и уж подавно не выработает электроэнергию. И еще многое и многое, где роль компьютера не является основной, хоть и приносит некоторый выигрыш. Перечисленное выше — это не функции компьютера. И акцентируясь лишь на компьютерных технологиях в центрах технического творчества молодежи, мы потеряем и будущих радиоинженеров и отечественную школу радиотехники. И такая тенденция наблюдается. Стоит хорошо помнить, что компьютер — это всего лишь инструмент радиоинженера. Хороший инструмент, с широкими возможностями, но вовсе не универсальный. И готовить из наших детей компьютерные придатки, не умеющие более ничего, кроме, как стучать по клавишам в ICQ и зеленеть перед монитором в виртуале, — это загубить отечественную инженерную отрасль.

Психологические аспекты воспитания молодежи в техническом творчестве

Именно молодежные центры по индивидуальному радиовещанию, размещенные по всей России, помогут заложить начальные знания в этом направлении. Кроме того эта увлекательная деятельность вернет интерес слушателей к ныне почти забытому диапазону средних волн и в скором будущем создаст «площадку» для развития DRM вещания в России. Да, именно от молодежных центров индивидуального радиовещания будет идти начальная предвузовская подготовка будущих кадров. Радиокружок, это прежде всего закрепление пройденного материла, развитие у подростков тонкой моторики, расширение границ знаний физики и электроники. Здесь каждый член радиокружка имеет цель, включить свой творческий разум и самостоятельно выполненное изделие в общую схему радиовещательной станции и попробовать себя у микрофона. А достижение любой цели, даже незначительной, вызывает у молодого человека радость творчества и самоуважение.

А как приятно будет послушать программу, подготовленную для своих родителей, бабушек и дедушек от своих чад! Как приятно будет услышать поздравление в день рождения девушке от любимого человека! Как забьются сердце ветерана Великой Отечественной, если 9 мая его поздравит целая школа или выступит в прямом эфире с поздравлением комиссар областного военкомата через школьный самодельный радиопередатчик, который сделал его внук!

Здесь уместно поднять тему меценатства. Да, именно в этом возрасте подростков нужно готовить к самоотдаче. Кто сегодня помнит своего первого учителя по радио увлечению? Помнят, но не все. Напомню, что раньше был такой лозунг: «научился сам, научи других», это и есть меценатство. Есть и такая поговорка: «знания удваиваются, если мы их расскажем друг другу». Именно на этой волне молодежный центр обязательно будет совершать рейды с выездной радиостанцией по отдаленным точкам области. Здесь вам и туризм, и меценатство, и экспедиция, и автопробег, если захотите. Выездные мероприятия и обучающие радиопрограммы ознакомят молодежь села и других городов с индивидуальным радиовещанием, заложат в них зерно стремления к созиданию и к полезной организации досуга. Это здоровая миграция культуры в отдаленные точки областей или районов.

Хочется отметить, что все, о чем здесь писалось, охватить одному человеку невозможно, но разбив радиовещательное увлечение по многим направлениям радиокружков, можно охватить и добиться многого. Диапазон развития молодого человека в таком молодежном центре достаточно широк, выбор необычаен и потребует от руководителей данного направления особых усилий, которые проявятся в интеллектуальном богатстве нашей страны уже через несколько лет. Это и есть золотой запас нашего общества, который потом покажет себя «интеллектуальным дивидендом».

Актуальность проекта

Сегодня сотни тысячи молодых людей и творческих личностей, так называемая «группа особого внимания» остаются на обочине процесса созидания. Молодежь обделена личностным отношением к ним и являются одним из наименее защищенных слоев общества. В сочетании психологических и социальных факторов у некоторых молодых личностей развивается девиантно-отрицательное поведение, а также всевозможные формы «закоснения» развития. Ни для кого не секрет, что этому способствует неконтролируемое увлечение компьютерными играми по типу «стрелялок» и «ходилок», а так же неосознанное пропадание в виртуальном мире или же в пустом подъезде или даже подвале. Вместе с тем, интерес молодежи к реальному миру, расширение связей своего «Я&raqu; с обществом и проявление себя в нем не ослаб, но невозможен без проявления публичности. Я уверен, что молодой человек еще до окончания школы должен сознательно выбрать свою будущую профессию. Это поможет ему раньше определиться с приоритетным выбором знаний в школе для поступления в тот или иной ВУЗ и в определении всей своей жизненной позиции. Основываясь на психологическом анализе профессиональных специалистов, инициативная группа по индивидуальному (любительскому) радиовещанию упорно движется к своей цели и будет благодарна тем, кто напишет свой отзыв и поделится конкретными предложениями об этом движении.

Подводя черту, хочется добавить, что любое государство имеет природные ресурсы, к ним относятся не только полезные ископаемые, но и интеллектуально развитое общество. Какой же силой обладает то государство, в которой есть все и сразу! А умение пользоваться своими природными ресурсами в квадратичной степени делает это государство сильнее и богаче! Только вместе мы сможем решить эту нелегкую задачу.



1 Сообщение информационного агентства Росбалт

2 «Индивидуальное (любительское) радиовещание в России будет легальным» Broadcasting, 2009 г., № 8, стр. 35.